Внесение изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"

Внесение изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"

Изменения в части совершенствования правового регулирования обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Закон принят 10.12.2024 Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 20.12.2024.

Текст Закона на сайте СОЗД.

Пояснительная записка

Текст Пояснительной записки на сайте СОЗД.

Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов предусматривает проведение длительных многолетних агрохимических испытаний, разработку регламентов применения, оценку биологической эффективности, получение положительных заключений государственной экологической, санитарно-эпидемиологической экспертиз и экспертизы регламентов применения агрохимикатов, включение продукции в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

При этом процедуры, необходимые для государственной регистрации, в равной степени и объеме распространяются как на пестициды и агрохимикаты, которые предназначены для реализации на внутреннем рынке в целях применения на территории Российской Федерации, так и на продукцию, реализуемую на экспорт.

Результаты регистрационных испытаний и экспертиз могут свидетельствовать о безопасном и эффективном применении пестицида или агрохимиката только на территории Российской Федерации.

За время, затрачиваемое на испытания и получение упомянутых экспертиз, зарубежные рынки занимают иностранные конкуренты.

Таким образом, государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта, устанавливает излишнюю административную нагрузку на изготовителей пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта. 1321672-У4-2023 (8.0) Законопроектом предлагается отменить государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта (вывозимых из Российской Федерации) и не предназначенных для применения на территории Российской Федерации.

Требования к производству пестицидов и агрохимикатов, их хранению и перевозке установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Разделом 15 "Требования к пестицидам и агрохимикатам" Решения Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" предусмотрено, что уполномоченным органом каждого государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) самостоятельно ведется государственный каталог (реестр) разрешенных к применению на территории государства-члена пестицидов и агрохимикатов в соответствии с законодательством этого государства.

Таким образом, общего каталога (реестра) пестицидов и агрохимикатов стран ЕАЭС в настоящее время не предусмотрено.

При этом экспорт (ввоз) пестицидов и агрохимикатов в государства - члены ЕАЭС возможен только при наличии регистрации пестицида и агрохимиката с внесением в государственный каталог (реестр) соответствующего государства - члена ЕАЭС. Обращение пестицидов и агрохимикатов, не имеющих регистрацию, запрещено во всех государствах-членах.

Отмена государственной регистрации в отношении вывозимых из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов не приведет к несоблюдению требования к обращению на таможенной территории государств - членов ЕАЭС только зарегистрированных пестицидов или агрохимикатов, так как производимые для вывоза из Российской Федерации пестициды и агрохимикаты не будут вводиться в обращение на территории Российской Федерации, а при ввозе пестицидов или агрохимикатов в государства - члены ЕАЭС будет осуществляться их государственная регистрация в соответствии с национальным законодательством соответствующих государств.

Согласно пункту "в" статьи 6 Правил создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 г. № 828 "О Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов", в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов содержится предусмотренная частью третьей 1321672-У4-2023 (8.0) статьи 15.2 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" документированная информация о партии пестицидов и агрохимикатов.

В связи с этим, а также в целях недопущения обращения на территории Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации, и осуществления государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами законопроектом предусматривается включение информации о производстве и вывозе с территории Российской Федерации таких пестицидов и агрохимикатов в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов (далее - ФГИСПА). Таким образом, законопроект предусматривает возможность производства и вывоза на экспорт пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации, без обязательной государственной регистрации.

Исключение необходимости обязательной регистрации пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации, позволит отечественным производителям на два - три года раньше выводить свою продукцию на международные рынки, что в целом окажет положительное влияние на объемы экспорта химической отрасли.

Применение, реализация, обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения в Российской Федерации, а также тары из-под них будут производиться исключительно в стране-импортере и осуществляться в соответствии с национальным законодательством.

Изготовитель партии пестицидов или агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации, или юридическое лицо, входящее вместе с изготовителем в одну группу лиц, обязан будет осуществить производство и ее вывоз из Российской Федерации в полном объеме в установленные документом, на основании которого осуществляются производство и вывоз пестицидов и агрохимикатов, сроки, отразив указанные сведения в ФГИСПА. В случае, если по истечении сроков, установленных указанными в части третьей настоящей статьи договорами, не осуществлен вывоз с территории Российской Федерации указанных пестицидов и агрохимикатов, владелец партии в течение 1 года после даты поставки, установленной документами на поставку товара, обязан обеспечить ее вывоз из Российской Федерации в рамках III ill!1321672-Ум-2023 (8.0) иных договоров или осуществить ее переработку, отразив указанные сведения в ФГИСПА. При этом под переработкой пестицидов и агрохимикатов понимается комплекс мероприятий, направленных на изменение физико-химических и биологических свойств пестицидов и агрохимикатов с целью изменения их потребительских свойств для применения их в производственном процессе в качестве сырья для производства пестицидов и агрохимикатов.

Размещение сведений о не зарегистрированных в соответствии с национальным законодательством пестицидах и агрохимикатах, поставляемых на экспорт, в ФГИСПА будет являться гарантией прозрачности оборота такой продукции.

Обращение партий таких пестицидов и агрохимикатов предлагается отслеживать с применением ФГИСПА до момента пересечения таможенной границы.

Для контроля обращения партий в ФГИСПА в обязательном порядке будут указываться сведения об оформленной таможенной декларации и о разрешении таможенного органа на убытие продукции с территории Российской Федерации, а также дата вывоза.

Кроме того, оценка соблюдения лицом, являющимся владельцем партии пестицидов или агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации, требований к вывозу таких пестицидов и агрохимикатов, устанавливаемых законопроектом, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случаях: неразмещения указанным лицом в ФГИСПА пестицидов и агрохимикатов по истечении срока (сроков) поставки (вывоза), содержащихся в данной системе, информации о вывозе из Российской Федерации партии пестицидов и агрохимикатов; отсутствия по истечении 10 дней со дня размещения указанным лицом в ФГИСПА информации о вывозе из Российской Федерации партии пестицидов и агрохимикатов информации от таможенных органов о вывозе из Российской Федерации и убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза партии пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят снизить административную нагрузку на изготовителей пестицидов и агрохимикатов - участников внешнеэкономической деятельности и увеличить объемы несырьевого экспорта.

Законопроект содержит обязательные требования, в связи с чем срок вступления в силу Федерального закона предусматривается с учетом требований 1321672-У4-2023 (8.0) Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. 1321672-У4-2023 (8.0)

Другие статьи по теме